Метод мозгового штурма: суть и этапы
Мозговой штурм — метод решения проблем и генерации идей, изобретенный в 1936 году Алексом Осборном. Это эффективное групповое упражнение, но вы также можете выполнять его самостоятельно. Речь идет о поиске большого количества решений/идей, даже тех, которые кажутся абсурдными и нереальными.
О чем мозговой штурм: правила
Метод мозговой штурм также известен как «фабрика» идей. Он интенсивно вовлекает всех участников, предоставляя каждому возможность свободно выражать себя и генерировать даже нереальные решения проблемы. Техника мозгового штурма во многом опирается на возможность быстрого сбора множества ответов/гипотез/идей/решений заданной проблемы за очень короткое время. Чем больше людей вовлечено в проект, тем больше идей можно собрать. Мозговой штурм можно использовать в любое время, а его подготовка не требует много времени и сил. Модератор мозгового штурма готовит задачу или проблему для решения (например, вопрос). Проблема должна быть решена разными способами. Метод состоит из трех шагов.
Этап I: определение проблемы и введение в мозговой штурм
Тьютор подготавливает участников к пониманию сути проблемы и знакомит с правилами участия. Примеры правил, которые можно использовать:
- Каждый участник имеет право представить любое количество идей. Идеи могут быть какими угодно и фантазировать можно — нужно осознавать, что даже абсурдные могут оказаться ценными.
- Важно не только количество, но и качество. В зависимости от определения проблемы может оказаться более выгодным «уйти в количество».
- Оценка идей может быть отложена, но во время сессии идеи не могут подвергаться критике, оценке или комментированию кем бы то ни было.
- Вы можете использовать ранее представленные идеи, изменять их, развивать и дорабатывать по своему усмотрению. Вы можете использовать предложения других людей.
Если вы хотите, чтобы мозговой штурм был полностью анонимным, участники могут отправлять идеи, например, на стикерах. Для этого идеально подходят электростатические, которые можно прикрепить практически в любом месте.
Этап II: презентация и сбор всех идей
Участники предлагают варианты решения проблемы. Сессия может длиться от 5 до 25 минут, в зависимости от количества участников и степени сложности поднятой проблемы. Обычно окончание этого этапа знаменуется заметным снижением количества представленных идей. Сессия также может закончиться, если ведущий решит, что собранного материала достаточно для решения проблемы.
Этап III: анализ ранее представленных идей
Решения оцениваются только после подачи всех предложений. Участники совместно выбирают наиболее подходящие варианты и обосновывают свою позицию. Если нет времени заниматься этим самостоятельно, рекомендуем агентство sales-generator.ru, где продвижение бизнеса происходит от А до Я.