Мультитопливные горелки в походе
В предыдущих статьях я уже провел общий обзор современных устройств для приготовления пищи без костра, подробнее остановившись на газовых горелках , как наиболее распространенных. Отдельной статьи были удостоены интегрированные системы для приготовления пищи как наиболее инновационные.
Теперь самостоятельного рассмотрения требует тема мультитопливных горелок. Для начала предлагаю уточнить термин. «Мультитопливные» — наиболее широкое понятие, которое объединяет в себя как устройства, работающие на газу и жидком топливе, так и чисто жидкотопливные горелки. Сюда же мы включим и те конструкции, которые производитель позиционирует как монотопливные (как правило, бензиновые), так как, при определенных обстоятельствах они часто могут быть посажены на «новую диету» — то топливо, которое есть в наличии.
Давайте попытаемся выяснить когда мультитопливные конструкции получают преимущество перед чисто газовыми, и самое главное, про какие особенности эксплуатации следует знать туристу-новичку перед их покупкой.
В Интернете есть довольно противоречивая информация по уходу и эксплуатации горелок с использованием жидкого топлива. От «совершенно беcпроблемной» — ничто нигде не засоряется, все надежно и понятно, до «ужас, ужас, ужас» — не успел залить топливо, как горелка уже вышла из строя. Так стоит ли связываться начинающему туристу, да и просто далекому от техники человеку («классический» современный турист часто работает в офисе и не чинит по выходным машину в гараже) с этими малопонятными артефактами?
Начнем с того, что в некоторых ситуациях никуда от горелок на жидком топливе вы не денетесь. Ведь стоит вам запланировать удивительное и прекрасное путешествие куда-нибудь на край географии, туда, где не достать газового баллона и куда нужно лететь самолетом, тут же встанет вопрос об эксплуатации подобного «зверя». Также трудно заменить мультитопливные устройства на большой высоте и при низкой температуре. При минус 20-30 (40-50) градусах от газа совсем мало толку, а вот жидкотопливная горелка работает, как ни в чем не бывало.
Давайте ниже рассмотрим основные моменты связанные с подобными устройствами.
Устройство горелок на жидком топливе
Есть две принципиально отличающиеся конструкции – горелки со шлангом и горелки с топливным бачком под конфоркой или сбоку от нее. Последний тип рассчитан на работу, как правило, только на одном виде топлива (на бензине либо керосине), и имеет максимально простую конструкцию, которая редко доставляет проблемы. При этом такая конструкция наименее универсальна, ремонтопригодна. Поэтому редко используется в сложных и экстремальных походах.