Российские мотоблоки: артиллерия садовой техники
Это сравнение не преувеличивает значение данного вида техники, поскольку именно мотоблок способен выполнять самую тяжелую и трудоемкую для огородника работу – культивацию и почвоизмельчение, прополку и внесение удобрений, перевозку грузов и даже снегоуборку. Последние функции, правда, присущи не всем – российские мотоблоки, как и механизмы других производителей, оснащаются в зависимости от класса.
«Легкие» отечественные мотоблоки
Как гласят объявления Воронежа, они обладают наименьшей в линейке мощностью, имеют компактный редуктор и характеризуются небольшой шириной вспашки. Только одна-две скорости и сравнительно малый вес обуславливают и главного «пользователя» таких машин – пенсионера. Запросто работать с таким помощником может и женщина, поскольку не требуется ни физической силы, ни специфических знаний или навыков. Лучшими отечественными представителями считаются:
несколько модификаций легендарной «Невы», выпускающейся на протяжении 30 с лишним лет в Санкт-Петербурге, - Нева модель МБ-2Н-5,5 (на бензине), Нева модель МБ-2С-6,0 (на бензине);
разновидности московского «Салюта» - Салют-5Л6,5 (бензиновый), Салют модель 5 B&S Vanguard 6,0 (на бензине).
московский Крот МК-1А (48 кг весом), модернизированный – аналог итальянского La Zappa, только «адаптированный» под наши земли;
калужский «Надежда» (электрический);
«Кадви» - модели серии «Садовник».
«Средние» российские мотокультиваторы
Оптимальный вариант для наших почв. Вес такого агрегата колеблется в пределах 80-100 кг, ориентировочная мощность двигателя – от 6 «лошадок». Практически все предусматривают использование многочисленного навесного оборудования, что расширяет диапазон их использования до универсальных мини-фермерских машин. В этой категории уже можно выбрать устройство, которое и снег почистит, и прицепную тележку сможет транспортировать.
Самыми популярными признаны:
Нева модель МБ-2С-7,0 и практически вся «невская» линейка МБ-2;
МБ-1 Ока от «Кадви» в различной комплектации двигателей;
разборной для удобства перевозки даже в багажнике легкового авто «Тушинец»;
пермский «Каскад» с обычной или усиленной трансмиссией.
«Тяжелые» отечественные мотоблоки
Именно из-за них и называют этот тип техники мини-тракторами. Они достаточно тяжелы и потому устойчивы на даже на неровной почве. Стандартный вес «тяжелого» мотокультиватора обязательно превышает 100 кг, а рабочая мощность редко может быть меньше 10 «лошадок». Другие характеристики – большой диапазон скоростей и режимов работы, как и у «средних», а также наличие вала, осуществляющего отбор мощности. За счет последнего при любой скорости движения машины идет равномерная передача на фрезы вращающего момента, что обеспечивает более качественную обработку земли при культивации.
Лучшими отечественными моделями являются:
МБ-90 «Мул» с заниженным центром тяжести и полноценной коробкой переключения скоростей и фиксатором выключения;
«Угра» от Кадви, НМБ-1Н в различных модификациях с возможностью подсоединения водяного насоса;
МОТОР СИЧ модель мб-8э (украинский);
МТЗ-09Н (белорусский).
Безусловными же лидерами на российском рынке мотоблоков являются две ТМ – это «Нева» и «Салют». Причем, если вокруг первой не утихают дискуссии по поводу ее технических характеристик, надежности и удобства, то детище московских авиастроителей не просто обладает превосходными эксплуатационными качествами, но и максимальной универсальностью. Именно в «Салюте» впервые был использован заниженный центр тяжести, делающий не слишком тяжелые по весу модели более устойчивыми. Здесь же впервые на отечественных мотоблоках были установлены моторы импортного производства, более совершенные и экономичные. Наконец, именно «Салют» создал модельный ряд, охватывающий потребности всех огородников и фермеров, с учетом возраста пользователя, типа почвы, размера участка и диапазона работ.